История создания кафедры аналитической химии Санкт-Петербургского университета связана с именами Дмитрия Ивановича Менделеева и Николая Александровича Меншуткина. Во второй половине XIX века накопленным химическим знаниям становится тесно в рамках одного обобщенного понятия “химия”. Отслеживая тенденцию к обособлению отдельных разделов химии, Д.И.Менделеев коренным образом реформирует ее преподавание в Санкт-Петербургском университете. Появляются три основных курса: общая химия, органическая химия и техническая химия с большим практикумом по аналитической химии. Созданную в 1869 году кафедру технической и аналитической химии возглавил Н.А.Меншуткин. В последующие годы этой кафедрой руководили такие известные химики, как Д.П. Коновалов, А.Е. Фаворский, В.Е. Тищенко. В 1933 году принимается решение о ее разделении на две кафедры: аналитической и технической химии. Первую возглавил С.А.Толкачев. Наибольший вклад в ее развитие и становление внес Ю.В. Морачевский, руководивший кафедрой с 1944 по 1961 год.
Решение Дмитрия Ивановича Менделеева объединить аналитическую химию с технической явилось закономерным следствием того, что он мыслил не только научными категориями, но и категориями интересов отечества. А отечеству с его развивающейся промышленностью были нужны специалисты, знающие одновременно специфику химических производств и их химико-аналитического контроля. В последующие годы кафедрой руководили крупные ученые, мыслившие теми же категориями и не гнушавшиеся сочетать фундаментальные исследования с практической деятельностью. Даже в те годы, когда произошло разделение технической и аналитической химии Юрий Витальевич Морачевский в лучших традициях аналитической школы Санкт-Петербургского университета обеспечил подготовку специалистов для геологии и горнорудной промышленности по одному из важнейших в то время для страны направлений – анализу минерального сырья, а в 50-ые годы в интересах развивающейся атомной промышленности – по аналитической химии редких элементов и в первую очередь урана и тория.
Помимо ориентации на решение важных прикладных проблем, специфическая особенность кафедры аналитической химии СПбГУ проявилась в том, что наиболее яркие страницы в её истории связаны с именами ученых, прославившихся своими научными достижениями в других областях химии. Н.А. Меншуткин – в кинетике и органической химии; А.Е. Фаворский – в органической химии; Д.П. Коновалов – в химической термодинамике; В.Е.Тищенко – в химии и технологии получения природных соединений; Ю.В. Морачевский – наряду с аналитической химией, в геохимии.
Это не помешало им оставить заметный след и в аналитической химии. Так «кинетик» и «органик» Н.А. Меншуткин написал учебник «Аналитическая химия», выдержавший 16 изданий с 1871 по 1931 гг., переведённый на немецкий (1877 г.) и английский (1895 г.) языки. Ю.В. Морачевский, увлекаясь одновременно геохимией и аналитической химией, с годами все своё внимание сосредоточил на аналитических проблемах. Трудно найти монографию или даже учебник по аналитической химии, который выдержал бы успешное испытание временем, как капитальный труд «Анализ минерального сырья», подготовленный при его активном участии и под его редакцией. Впервые изданный в 1936 г., он до сих пор остаётся настольной книгой во многих аналитических лабораториях.
Верен отмеченной традиции и нынешний руководитель кафедры Л.Н. Москвин, заведующий кафедрой с 1983 года. Его базовой специализацией является радиохимия, где он внёс существенный вклад в решение проблем разделения радионуклидов и в частности в создание методов препаративного выделения радионуклидов без носителей, вошедших в цикл работ, отмеченных премией им. В.Г. Хлопина РАН. Известен он и как крупный специалист в решении химико-технологических и аналитических проблем атомной энергетики, признанием чего явилась его назначение академиком Александровым сопредседателем Межведомственного Совета по физико-химическим проблемам атомной энергетики. Начав работу на кафедре в качестве совместителя, с 1993 года он сделал её основной, что не помешало одновременно остаться консультантом в НИТИ им. А.П. Александрова и в качестве члена Главных Конструкторов при НПО «Гранит-НЭМП» принять участие в создании экологических судов.
При формировании научно-педагогического коллектива кафедры учтена современная тенденция повышения роли в аналитической химии физических и математических методов, а также инструментальных решений.
Среди ведущих специалистов кафедры наряду с тремя докторами химических наук: заведующий кафедрой проф. Л.Н. Москвин, профессора Поваров В.Г. и Родинков О.В., работают четыре докторов физико-математических наук: профессора Ганеев А.А., Дробышев А.И., Семёнов В.Г., ведущие научные сотрудники Шолупов С.Е. а также один доктор технических наук Москвин А.Л. Благодаря активной работе физиков аналитическая химия постоянно “подпитывается” “генераторами идей” из смежных областей знаний. Такая “подпитка” способствует появлению новых научных направлений и совершенствованию программ преподавания. То и другое одинаково важно для любой области знаний. Но для аналитической химии особенно, так как помимо общей со всеми естественными науками тенденции к саморазвитию, она ориентирована на решение конкретных прикладных задач. И хотя время, когда аналитическая химия органично сочеталась с технической химией, безвозвратно ушло в прошлое, она не может не считаться с тем, что резко увеличилось число химических производств и появились целые новые отрасли промышленности, такие как радиоэлектроника, тепловая и атомная энергетика, постоянно нуждающиеся в химико-аналитическом контроле.
При этом подготовка аналитиков, ориентированных на контроль определенных производств, стала задачей технологических вузов. Новое призвание университетская кафедра нашла в подготовке специалистов, профессионально владеющих современными инструментальными методами анализа: хроматографическими, спектральными, электрохимическими. Такие специалисты легко адаптируются к задачам практически любой аналитической лаборатории. Ориентация подготавливаемых аналитиков на объекты анализа сохранилась только по отношению к окружающей среде, контроль за уровнем загрязнённости которой стал одной из важнейших задач химиков-аналитиков, независимо от их узкой специализации.
Учитывая, что аналитическая химия входит в число общеобразовательных химических дисциплин, преподаватели кафедры должно, помимо тех её разделов, которые входят в сферу их научных интересов, владеть всем арсеналом методов аналитической химии. Поэтому на кафедре найден разумный компромисс между учебными программами и научными интересами преподавателей. Такой компромисс заключается в развитии одного или нескольких научных направлений, представляющих важнейшие разделы аналитической химии: химические, электрохимические и спектральные методы анализа, методы разделения веществ и гибридные методы анализа, в первую очередь – хроматографические и капиллярный электрофорез. В последние годы эти направления дополнены решением задач автоматизации химического анализа на принципах проточных методов.